СМЕРТНОСТЬ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Научные работы

Орлова А.В.,Гаврилов С.Н.

АУ Чувашии ДПО, ФГБОУ ВПО ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

В настоящее время одной из трех основных причин смертности в Российской Федерации наряду с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями является класс «Травмы, отравления и другие воздействия внешних причин», являющиеся управляемыми причинами. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, как одной из внешних причин, смягчение медико-социальных последствий ДТП являются одним из ключевых аспектов процесса поступательно развития страны, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Целью нашего исследования является углубленное изучении смертности от дорожно-транспортных происшествий на региональном уровне.

Материалы и методы исследования.

За период 2004-2008 гг. сплошным методом был проведен ретроспективный анализ случаев смерти от дорожно-транспортиых происшествий на территории Чувашской Республики.

Результаты и обсуждение.

За период 2004-2008 гг. на территории Чувашской республики зарегистрировано 9387 ДТП, в которых пострадали 12 816 человек летальность составила 15%. Уровень смертности, связанного с ДТП, и 2004 г. находился в пределах 22,7 случая на 100 тыс. населения; в 200В г — 22,24; в 2008 г. — 23,1 на 100 гыс. населения.

Общая смертность на дорогах (количество погибших на 100 км пути) с 2.004 по 2008 гг. существенно не изменилась и составила в 2004 г. — 5,6, в 2005 г. — 5,9; в 2006 г. -5,5; в 2007 г. — 6,3; в 2008 г. — 5,7 случая на 100 км пути.

В разрезе отдельных дорог выявлено, что наиболее опасной им федеральных трасс явилась М7 «Волга», где данный показатель и среднем за 5 лет составил 36,16, затем А151 — «Цивильск-Ульяновск» 23,58. Остальные дороги существенно не отличались ofобщереспубликанских показателей (табл. 1).

Таблица 1. Смертность на дорогах Чувашской Республики за 2004-2008 гг. (на 100 км пути)

Наименование дороги 2004 2005 2006 2007 2008 М±т
Дороги

республиканского значения

4,05 3,67 5,23 5,8 5,3 4,8±0,16
Дороги федерального значения 31,23 34,57 33,7 34,6 30,3 32,8+1,32
В том числе М 7 38,9 33,3 37,4 36,9 34,3 36Д6±1,0
В том числе А151 17,9 32,5 23,6 26,0 17,9 23,58+2,5
Все дороги Республики 5,6 5,9 5,5 6,3 5,7 5,8 ±0,0 8

 

Изучая смертность по отдельным районам Чувашской Республики, высокие показатели (общереспубликанский уровень 23,0) отмечались в Козловском районе (46,8); Канашском (51,2); Ядринском (41,8); Порецком (49,5); Шумерлинском (56,5); Моргаушском (54,5); Чебоксарском (81,3); Цивильском районе (76,8 случая на 100 тыс. населения в среднем за 5 лет) — районы, через которые проходит федеральная трасса М7 — Волга. Минимальные уровни смертности наблюдались в Шемуршинском — 0; г. Новочебоксарске — 5,6; г.Канаш — 6Д; Аликоьском — 9,6; Янтиковском — 10,8 и Алатырском районе — 11,02.

Средний возраст погибших на территории Чувашской Республики составил 41,9+1,29 лет. На федеральной трассе М7 — 41,1 + 1,32 лет. Средний возраст погибших на федеральной трассе «Вятка» 36,8±2Д лет, на А151 — 38,9±0,22, из них 70% — мужчины. При изучении структуры повреждений выявлены различия в районах с максимальными и минимальными уровнями смертности. Так, сочетанные травмы (Т00-Т07) в районе с максимальным уровнем смертности наблюдались у 89,2% умерших, травмы головы (S00-S09) 8,6%; Т91.3 (перелом шейного отдела позвоночника составлял 1,1%); Т71.0 (компрессионная асфиксия) 1,1%. В районе с минимальным уровнем смертности сочетанные травмы (Т00-Т07) составляли лишь 48,9%; травмы головы (S0D-S09) 37%; травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза (S30-S39) 6,5%; травмы грудной клетки (S20-S29) 5,4%. Травмы области тазобедренного сустава и бедра (S70-S79) 2,2%. Данное исследование позволит разработать адекватные меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий на региональном уровне, акцентируя внимание на наиболее уязвимой категории (мужчины трудоспособного возраста) в проблемных районов Республики.

1-я Международная Интернет-конференция \»Медицина в XXI веке\»

Литература

Голикова, Т.А. Об итогах работы МЗ и CP РФ в 2007 г. и задачах на 2008 г. //Здравоохранение. -2008. — №8. — С.14-18.

Мыльникова, Л.А. Актуальность профилактики травматизма в Российской Федерации. Возможные решения /Л.А. Мылышкова//Скорая медицинская помощь. — 2008. — №2. — С.4-7.

Сахаров, А.В. Основные характеристики и тенденции дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае /\’ А.В. Сахаров // Общественное здоровье и здравоохранение — 2011. -№3. — С:51-54.

Breuer, D. European status report on road safety. Towards safer roads and healthier transport/World health organization. — 2009. — 256p.

Road traffic collisions — Case fatality Rate, Crash injury Rate, and number of motor vehicle: time trends between a developed and developing country S.S. Goonewardene [et al.]//The Am. Surg. — 2010. — Vol.76. — P.977-981.

Добавить комментарий