Рецензирование экспертиз

Статьи

Может ли заключение профессионального судебного эксперта быть недостоверным или ложным? Как показывает практика, это встречается не столь редко, чтобы можно было пренебречь подобными случаями. Оспорить выводы эксперта можно, если использовать для установления истины рецензионное исследование.

Что такое рецензия? Суть рецензирования

Большинство людей неоднократно сталкивались с рецензиями на новые литературные произведения, фильмы и спектакли. Специалисты в сфере теоретических и прикладных наук превосходно осведомлены о повсеместно принятой практике рецензирования научных работ. Даже написание студенческой дипломной работы не обходится без рецензирования со стороны руководителя диплома – правда, в этом случае оно практикуется преимущественно в устной форме для повышения качества образовательной и научной деятельности, а также для ее всестороннего контроля.

Аналогичным образом организован контроль качества работ и в сфере экспертизы. Рецензирование сопровождает карьеру любого эксперта как в самом начале, так и в продолжение его деятельности, причем, согласно ведомственным правилам, рецензии на его экспертные заключения пишутся независимыми специалистами каждые пять лет. Следует заметить, что избежать рецензирования не может ни один эксперт, независимо от наличия либо отсутствия у него профессионального образования в криминалистической или судебно-экспертной области. Те же специалисты, в чей адрес поступают жалобы, подлежат обязательному рецензированию своих работ для проверки их качества.

Проведение рецензирования экспертиз в структурах МВД

В настоящее время в структуре МВД действует приказ №2, выданный 09.01.2013 года, который является определяющим документом для профподготовки экспертов министерства. Этим указом функции рецензирования недвусмысленно закрепляются за руководством экспертного подразделения соответствующего профиля.

Функции и полномочия экспертно-квалификационных комиссий

Приказ №2 возлагает на экспертно-квалификационные комиссии (ЭКК):

  • аттестацию экспертов, в результате которой они получают право самостоятельно проводить экспертизы и давать заключения;
  • проверку уровня профподготовки и компетентности экспертов в своей специализации;
  • передачу материалов проверки в центральную ЭКК МВД РФ в случае, если требуется решить вопрос по их профессиональному соответствию и возможности проводить самостоятельные экспертизы;
  • организацию рецензирования экспертных заключений в ЭКП.

Как видим, рецензирование входит в перечень обязательных мероприятий квалификационных комиссий системы экспертных подразделений министерства.

Как эксперт может лишиться права на самостоятельную экспертную деятельность?

  • Лишить эксперта прав на самостоятельное выполнение судебных экспертиз ЭКК может за нарушения порядка производства судебных экспертиз, несоблюдение требований законов и профильных нормативно-правовых актов, а также за несоблюдение общепринятых методик ведения экспертизы.
  • ЭКК направляет ходатайство по поводу лишения эксперта права на самостоятельное выполнение судебных экспертиз в Центральную ЭКК МВД РФ, которая и рассматривает этот вопрос.
  • В адрес Центральной ЭКК МВД РФ для лишения эксперта прав на самостоятельное выполнение экспертиз по его экспертной специальности направляется представление, подкрепленное свидетельством эксперта, которое он получил при предоставлении ему права на самостоятельное ведение экспертиз, а также подтверждающие его вину материалы. Для вынесения решения Центральная ЭКК может запрашивать материалы относительно деятельности эксперта и по другим его экспертным специальностям, в соответствии с которыми он имеет право самостоятельной экспертной деятельности.
  • Центральная ЭКК имеет право лишить эксперта права на самостоятельное ведение экспертизы по рассматриваемой судебной специальности на своем очередном заседании, проводимом в присутствии этого эксперта, которого письменно уведомляют о нем не позже чем за месяц до назначенной даты его проведения. Если эксперт не является на заседание, причем без уважительной причины, либо оказывается от участия в назначенном по его поводу заседании ЦЭКК, решение может быть принято в его отсутствие.
  • Эксперт должен быть отстранен от ведения самостоятельной экспертной деятельности на весь период, в течение которого вопрос о его лишении права на самостоятельное ведение экспертиз рассматривается в ЦЭКК.

Если ЦЭКК приняла решение об отстранении эксперта от ведения самостоятельной экспертной деятельности по указанной специальности, соответствующий документ направляется в адрес местного органа МВД РФ по территориальной принадлежности, где эксперт проживает или ведет свою профессиональную деятельность. В его свидетельстве на право ведения самостоятельных экспертиз проставляется штамп «Аннулировано», который подтверждается гербовой печатью Экспертно-криминального центра МВД РФ, а также собственноручными подписями председателя и секретаря ЦЭКК.

Каков порядок обжалования решений территориальных ЭКК?

Эксперт либо выпускник вуза может обжаловать решение, вынесенное ЭКК либо ЭКК своего вуза в течение одного календарного месяца с момента вынесения. Для рассмотрения жалобы председателем Центральной ЭКК делается запрос на предоставление всех необходимых материалов из ЭКК (или ЭКК вуза). Кроме того, для рассмотрения запрашивается не менее пяти экспертных заключений этого специалиста по различным уголовным делам, которые были выполнены в рамках рассматриваемой экспертной специальности, со всеми необходимыми приложениями. Все эти экспертные заключения подлежат обязательному рецензированию с целью установления профессионального уровня выполнившего их специалиста.

Жалоба эксперта должна быть в обязательном порядке рассмотрена Центральной ЭКК на очередном заседании. Для рассмотрения необходимо присутствие:

  • председателя ЦЭКК МВД РФ;
  • заместителя председателя ЦЭКК;
  • секретаря комиссии;
  • не менее половины постоянных членов комиссии;
  • эксперта, который подал в комиссию жалобу.

В том случае, если специалист, чья жалоба рассматривается, не может прибыть на заседание, посвященное рассмотрению его жалобы, и не предоставляет по этому поводу оправдательного документа, комиссия может рассмотреть жалобу без него. Срок рассмотрения жалобы составляет не более одного месяца со дня подачи.

По окончании рассмотрения эксперт получает документ о решении комиссии лично на руки либо по почте. Если эксперта не удовлетворяет результат рассмотрения жалобы, он имеет полное право на обжалование в порядке, который устанавливает законодательство нашей страны.

Как ведется контроль и учет экспертной деятельности?

Порядок и добросовестность выполнения экспертиз контролируется руководителем экспертного подразделения. Для этого ему вменяется в обязанность:

  • обеспечивать условия для ведения экспертной деятельности, которые включают заботу о сохранности объектов, предоставленных для исследований, соблюдении правил ТБ на рабочих местах и на выезде, а также соблюдении норм гигиены и санитарии;
  • осуществлять контроль сроков и качества проведения экспертиз, в то е время не нарушая принципов полной независимости эксперта;
  • в случае необходимости проводить консультации с сотрудниками научно-исследовательских структур министерства внутренних дел, а также сотрудниками других экспертных организаций и федеральных исполнительных органов;
  • осуществлять организацию выборочного рецензирования экспертных заключений, которые представляются в письменном виде;
  • в течение одного месяца после получения сообщать в ЭКЦ министерства внутренних дел сведения о связанных с экспертной деятельностью его подчиненных представлениях либо частных определениях, а также об итогах рассмотрений этих документов и принятых по их результатам мерах.

Если выявляются нарушения экспертом требований закона и нормативных актов, регулирующих его профессиональную экспертную деятельность, а также другие факты, которые свидетельствуют о недобросовестности проведения конкретной экспертизы и содержания экспертного заключения, руководитель имеет право сообщить органу, юридическому или физическому лицу, заказавшему экспертизу, информацию о нарушениях.

Какими функциями и полномочиями обладает Центральная ЭКК МВД РФ?

В число функций ЦЭКК входят:

  • проведение аттестаций в установленном порядке, а также пересмотр профессионального уровня экспертов;
  • проведение в установленном порядке аттестаций и проверка уровня профессиональной компетентности начальников и зам. начальников ЭКЦ, преподавателей профильных вузов;
  • установление базовых ЭК комиссий по ряду экспертных специализаций, которые будут вести аттестационную работу в сфере квалификации и определения профессионального уровня экспертов ЭКЦ на местах;
  • вынесение решений по ходатайствам и обращениям руководителей территориальных образований МВД на предмет получения местными ЭКК аттестационных полномочий по поводу предоставления экспертам права на самостоятельное ведение экспертиз;
  • утверждение членов ЭКК вузов и списка экспертных специальностей для аттестации выпускников на получение права самостоятельной экспертной деятельности;
  • организационные меры по рецензированию экспертных документов.

Несмотря на отсутствие в ныне действующих процессуальных кодексах упоминаний о рецензировании как инструмента для пересмотра либо оспаривания результатов экспертизы, очевидно, что в целом экспертное ведомство от него не отказалось.

Роль рецензирования в судебной экспертизе Министерства здравоохранения

Стоит упомянуть еще один нормативно-правовой документ – приказ Минздрава РФ, датированный 12 мая 2010 года. В данном приказе, который зарегистрирован под №346Н, объясняется порядок выполнения судмедэкспертиз в государственных учреждениях судебно-медицинского профиля. Этот документ в разделе ХI недвусмысленно указывает на возможность выполнения рецензирования по экспертным заключениям судмедэкспертов, которые ведут свою деятельность в системе Минздрава.

Как организовывается контрольно-учетная деятельность по производству экспертиз?

Контролировать выполнение экспертных работ призван руководитель ГСЭУ, в чьи обязанности входит:

  • организация необходимых условий для выполнения экспертиз, а также хранения в надлежащих условий объектов и материалов, предоставленных для исследования, надзор за соблюдением правил ТБ и противопожарных мер, а также правил и нормативов гигиены и санитарии;
  • контроль качества и соблюдения сроков производства экспертиз, при уважении принципов независимой деятельности экспертов;
  • организация взаимодействия работников ГСЭУ с представителями научных, медицинских,
  • образовательных структур, а также с экспертами-специалистами других направлений;

организация выборочных письменных рецензий на заключения работающих в ведомстве экспертов.

Таким образом, в судмедэкспертизе рецензирование тоже поставлено на службу контроля качества работы экспертов и уровня их профессиональной компетентности.

Рецензирование экспертиз в структурных подразделениях Минюста

Далее рассмотрим принципы, по которым осуществляется рецензирование в системе Минюста, в которой, как и в других ведомственных структурах, оно организовано в трех различных формах.

Основания для рецензирования экспертиз в Министерстве юстиции

Для аттестации на получение права самостоятельного ведения экспертной работы на сотрудника составляется представление, подписанное руководителем СЭУ. В документе указываются сведения, которые содержат:

  • фамилию, имя и отчество претендента;
  • дату рождения;
  • уровень и профиль полученного образования;
  • наименование полученной специальности;
  • длительность стажа работы;
  • название занимаемой должности;
  • уровень имеющейся экспертной подготовки специалиста;
  • объективную оценку его предыдущей деятельности в качестве сотрудника экспертного учреждения по соответствующему направлению судебной экспертизы;
  • дату составления документа.

В приложении к вышеописанному документу необходимо предоставить пять или более учебных наблюдательных экспертных работ, произведенных по контрольным заданиям, которые сотрудник выполнял в ходе подготовительной программы а также положительную рецензию и стандартный отчет по итогам стажировки.

Все представленные документы комиссия по аттестации обязана рассмотреть в течение календарного месяца. Решение выносится в присутствии аттестуемого сотрудника. В том же случае, когда комиссия должна рассмотреть вопрос о продлении права на самостоятельное ведение судебных экспертиз, решение может быть вынесено заочно. Однако это допускается только при наличии не менее пяти положительных рецензий на его экспертные заключения.

Резюмируя, можно заметить, что в первых двух случаях имеют место плановые формы рецензионной контрольной деятельности, не предполагающие возникновения конфликтных ситуаций. Если же рецензии пишутся на основании жалоб, поступающих от граждан на деятельность эксперта и по иным случаям, процедура несколько видоизменяется.

Как происходит лишение эксперта права проведения самостоятельной экспертизы?

Процесс лишения государственного сотрудника экспертной организации права на самостоятельное ведение экспертной деятельности, как правило, принимается к рассмотрению Центральной ЭКК в соответствии с аргументированным представлением его руководителя. Это происходит:

  • в случаях грубых нарушений либо многократных фактов несоблюдения процессуальных норм, актов ведомственного распорядка и нормативной документации, которыми регулируется деятельность специалистов-экспертов;
  • в случае обнаружения квалификационной комиссией несоответствия квалификации сотрудника уровню, необходимому для проведения самостоятельных экспертиз.

Руководитель СЭУ должен приложить к своему представлению как минимум пять различных наблюдательных экспертных производств, а также подборку другой документации, которая могла бы служить подтверждением несоответствия квалификации эксперта необходимому уровню и мотивировать членов комиссии к лишению этого специалиста права на выполнение самостоятельных экспертных работ в сфере государственных судебных экспертиз.

Подробный протокол заседания составляют в 4-х экземплярах для предоставления:

  • по месту работы эксперта для приобщения к его личному делу (к нему прикладываются вышеупомянутые наблюдательные производства по экспертным заключениям);
  • в архив центральной ЭКК;
  • в соответствующее структурное подразделение министерства юстиции, которое курирует госучреждения судебно-экспертного профиля;
  • в адрес комиссии, которая в свое время присваивала этому специалисту право на самостоятельную экспертную работу.

Эксперт может обжаловать решение зональной ЭКК в течение тридцатидневного срока, начиная с даты его вынесения. Для рассмотрения жалобы в центральную ЭКК предоставляются все требуемые документы из зональной ЭКК, и пять или более различных наблюдательных производств по ранее выполненным этим работником экспертизам. Кроме того, в ЦЭКК будет организовано рецензирование этих наблюдательных производств.

Лаборатории судебных экспертиз

Лаборатории судебных экспертиз, действующие на всей территории страны, организованы согласно соответствующему приказу Минюста РФ, причем для каждой лаборатории отдельно указан город, в котором она располагается. Основные положения их деятельности регламентируются этим документом.

Среди видов деятельности лабораторий в пункте 2.3 этого приказа упомянута необходимость рецензирования заключений экспертов, осуществляющих деятельность в учреждениях Минюста судебно-экспертного профиля. Кроме того, в документе говорится о необходимости разработки планов по методическому рецензированию выборочных экспертных заключений и предоставлению этих планов в региональный центр СЭ Минюста РФ.

Таким образом, становится очевидным, что наличие и успешное использование практики рецензирования экспертиз, т.е. проверки их качества, а также научной обоснованности и достоверности, характерно для трех основных экспертных ведомственных подразделений России.

Рецензирование экспертиз в ФСКН

Наличие механизма рецензирования судебных экспертиз в ФСКН подтверждается выдержками из приказа по ведомству, датированного 28 декабря 2006 года. Этот приказ утверждает организационную основу для обучения сотрудников ЭК подразделений в структуре контроля оборота наркотиков, а также порядок аттестации, проверки и пересмотра уровня профподготовки ведомственных сотрудников ФСКН.

Как организовывается обучение экспертов по специализациям?

Эксперты обучаются по выбранной экспертной специальности как в ходе выполнения служебных заданий, так и на организуемых для этого квалификационных курсах. Целью обучения является получение права на самостоятельную экспертную деятельность.

Организация эффективных курсов для повышения квалификации экспертов возлагается на ЭКУ соответствующего Департамента ФСКН (ЭКУ 9 Департамента), базовые подразделения экспертной криминалистики территориальных органов ФСКН (БЭКП), а также на ведомственные образовательные учреждения. Возможно обучение и в иных образовательных структурах России.

Территориальными органами ФСКН, а именно их подразделениями экспертной криминалистики, может организовываться и проводиться обучение по отдельным экспертным специализациям, но при условии наличия соответствующего оборудования и учебно-методической базы.

Экспертов готовят по выбранным ими специальностям в соответствии с учебными программами, которые разрабатываются специалистами ЭКУ 9 Департамента. Эти типовые учебные программы утверждаются заместителем начальника 9 Департамента, а именно начальником ЭКУ, но при условии согласования с руководителем кадрового отдела ФСКН (8 Департамента).

Типовые программы обучения являются основой, на которой осуществляется разработка программ для повышения квалификационного уровня экспертов по их специальностям. Эта обязанность возлагается на БЭКП, ЭКП и ведомственные образовательные учреждения ФСКН. В число разрабатываемых учебных материалов, разумеется, входят и задания для выполнения судебных экспертиз (учебные), которые затем проходят согласование в УК 8 Департамента ФСКН и ЭКУ 9 Департамента ФСКН.

Подготовка к обучению на квалификационных курсах должна начинаться за два месяца до их начала с индивидуального этапа обучения. Эксперт готовится к учебе под руководством своего личного наставника, которого назначает ему из списка наиболее опытных и квалифицированных специалистов начальник его экспертно-криминалистического подразделения (БЭКП, ЭКУ, ЭКП).

В основу индивидуального плана должна быть положена одна из типовых программ по его экспертной специальности. План проходит утверждение у начальника ЭКП, в котором эксперт ведет свою профессиональную служебную деятельность. В то же время в обязанности начальника ЭКП входит создание эксперту условий для успешной учебы и овладения выбранной экспертной специализацией. Перед началом курсов эксперт должен с помощью и под наблюдением своего наставника успешно выполнить несколько разных по содержанию судебных экспертиз учебного характера, которые затем отсылаются на рецензирование:

  • если автор – эксперт ЭКУ 9 Департамента или БЭКП, то в ЭКУ 9 Департамента;
  • если экспертизы выполнены экспертом ЭКП – то в БЭКП в соответствии с территориальным подчинением.

Процесс обучения на квалификационных курсах организуется по разнарядкам, которые каждый год утверждает директор ФСКН РФ. Для направления на курсы по повышению квалификации эксперт должен проработать в ведомственном ЭК подразделении не менее полугода.

После индивидуальной подготовки в профессиональном портфеле эксперта должно присутствовать не менее пяти различных учебных экспертных заключений по каждому из выбранных им видов судебной экспертизы, с которым он обязан прибыть на квалификационные курсы. Экспертизы должны быть рецензированы опытными специалистами для последующего использования в процессе учебы. В дальнейшем они будут представлены на ЭКК ФСКН России.

Процедура рецензирования экспертных заключений

Порядок рецензирования экспертных заключений описывается в Приложении №2 к вышеупомянутому приказу. Упоминание о составлении рецензий, а также детализированное описание процесса можно обнаружить, к примеру, в разделе III, описывающем полномочия членов квалификационной комиссии. Как и в большинстве аналогичных ведомственных нормативных актов, в соответствии с этим документом организация рецензирования учебных экспертных работ и поступивших в адрес Комиссии материалов возлагается на ее секретаря.

В разделе IV, описывающем основы организации работы ЭКК, описывается порядок составления протокола заседания по результатам аттестации экспертов, проходящих службу в 9 департаменте ФСКН и базовых подразделений ведомства, либо пересмотра квалификации сотрудников этих структур. Документ должен составляться в двух экземплярах, которые направляются:

  • для 5-летнего хранения в архиве ЭКУ 9 Департамента, куда протокол поступает вместе с рассмотренными на заседании рецензиями на соответствующие экспертные заключения, которые и легли в основу решения комиссии о предоставлении права самостоятельной работы в сфере производства экспертиз;
  • для пересылки, вместе с прочими материалами по окончании их рассмотрения, по месту службы в территориальное экспертное подразделение, где они должны тоже храниться не менее 5-летнего срока.

В случае, когда Комиссией рассматривалась аттестация либо пересматривался уровень профессионального соответствия экспертов, проходящих службу в территориальных подразделениях ФСКН, протокол заседания должен быть составлен уже в трех экземплярах:

  • для 5-летнего хранения в архиве 9 Департамента ФСКН, где он пребывает вместе с рецензиями на предоставленные экспертные заключения и материалами представления;
  • для отправления вместе с остальными материалами, использовавшимися в ходе рассмотрения на Комиссии, по месту прохождения службы специалиста, где они будут храниться не менее 5-летнего срока;
  • для хранения в архиве БЭКП, которое длится не менее 5 лет.

Судебные экспертизы в Министерстве обороны

В системе судебной экспертизы Минобороны проблема контроля качества экспертных заключений решается примерно на таком же серьезном уровне. Свидетельством этому является Приказ по ведомству, датированный 31 октября 2007 года. В этом Приказе под №461 определен порядок рассмотрения уровня профподготовки специалистов в сфере судебной экспертизы, а также порядок их аттестации на право дальнейшей самостоятельной работы.

В том числе важной частью Приказа является детальная процедура, по которой предписывается проводить плановое либо досрочное (внеплановое) рецензирование судебных экспертных заключений, написанных специалистами системы Минобороны РФ. Характерно, что рецензирование представлено в нем в качестве метода для пересмотра уровня профподготовки – такой подход придает термину большую глубину и осмысленность.

Это достаточно объемный документ, поэтому все его содержание пересказывать не имеет смысла. Ограничимся рассмотрением той его части, в которой говорится о порядке рецензирования, или проверки качества заключений экспертов, которые вызывают сомнения в их достоверности. Следует отметить, что в тексте приказа не упоминается сам термин «рецензирование», но прямо говорится о досрочном (внеплановом) пересмотре имеющегося уровня профподготовки эксперта.

Такой пересмотр выполняется в тех случаях, когда эксперты нарушают нормативные требования законодательства, а также методики выполнения судебных экспертных исследований, результатом чего может стать прямой ущерб, наносимый непрофессионализмом или халатностью эксперта правам граждан или юридических лиц, а также их законным интересам. Проведение процедуры возложено на специальную комиссию, представление для которой формируется начальником ГСЭУ Минобороны, либо начальником 111 ГГЦ, либо начальником ГВМУ МО РФ – начальником медслужбы ВС РФ.

В приложении к рассматриваемому нами приказу функция досрочного пересмотра состояния профессиональной подготовки специалиста экспертной службы напрямую именуется рецензированием либо рецензией.

Рецензионная деятельность в рамках системы МЧС РФ

Рассмотрим один из основных регуляторных документов – Приказ №351 выданный 9 июня 2006 года, в котором излагается порядок проведения ведомственной аттестации сотрудников, проходящих службу в судебно-экспертных учреждениях и профильных экспертных подразделениях противопожарных служб федерального подчинения на предоставление им права самостоятельно вести экспертную работу в сфере судебных экспертиз.

Как проводится рецензионная работа в экспертно-квалификационных комиссиях МЧС?

Организация рецензионной деятельности возлагается на центральную ЭКК, в обязанность которой входит подготовка рецензирования экспертных заключений, предоставленных в ее распоряжение, а также привлечение к рецензированию сотрудников иных судебно-экспертных организаций и учреждений, профильных подразделений ФПС, вузов и других учебных заведений в структуре МЧС. На рецензирование экспертиз аттестуемого сотрудника отводится тридцатидневный срок. В содержании рецензии обязательно должны присутствовать оценки:

  • обоснованности выбора методики экспертного исследования из списка рекомендованных для конкретного вида экспертиз, а также уровня владения экспертными методиками;
  • навыков в использовании технических средств и аппаратуры, предназначенных для эффективного выполнения соответствующих исследований на современном уровне;
  • качественных показателей результатов проделанной экспертизы и их изложения в экспертном заключении: последовательности и полноты проведенных исследований, грамотности изложения, обоснованности заключительной части, а также материалов, приложенных к экспертному заключению в качестве иллюстрации.

Итоговая часть рецензии посвящается оценке способности данного сотрудника к самостоятельному выполнению экспертных исследований по определенной экспертной специализации. По аналогии с другими ведомствами, в ведомственных организациях МЧС присутствуют внеплановые и внеочередные аттестации работающих в этой структуре судебных экспертов.

Как проводятся внеочередные аттестации в ФПС?

Рассмотрение вопроса необходимости внеочередной аттестации сотрудников либо работников ведомственной судебной экспертизы и профессиональных экспертных подразделений ФПС по поводу предоставления им права самостоятельной работы в сфере выполнения судебной экспертизы возложено на центральную ЭКК. Начальник судебно-экспертного ведомственного подразделения, экспертной службы ФПС либо региональная ЭКК подает в центральную комиссию ходатайство о назначении для сотрудника его учреждения внеочередной аттестации в связи с определенными причинами. Основаниями для этого могут стать:

  • систематические (неоднократные) случаи пренебрежения требованиями нормативных и законодательных регуляторных документов федерального и ведомственного уровня, которые определяют порядок выполнения экспертных исследований в тех видах экспертиз, по которым до сих пор аттестуемый сотрудник имел право самостоятельного выполнения исследований;
  • зафиксированные неоднократные случаи нарушения установленных методик и правил выполнения экспертных исследований, из-за которых были сделаны ошибочные экспертные выводы;
  • ненадлежащий уровень качества экспертных заключений аттестуемого сотрудника, который был обнаружен в ходе рецензирования его экспертиз в судебно-экспертной инстанции более высокого уровня либо подразделении экспертизы ФПС по одной из экспертных специализаций.

Вопрос о назначении в этом случае внеочередной аттестации эксперта для выяснения правомочности его доступа к самостоятельной экспертной работе решается в ЦЭКК, для чего в ее адрес отсылаются имеющиеся материалы, которые свидетельствуют о серьезных основаниях для выяснения его профессионального уровня.

Таким же образом руководящие органы экспертной комиссии поступают и в тех случаях, когда по каким-либо причинам требуется внеочередным образом аттестовать сотрудника экспертного учреждения либо одного из подразделений ФПС на право проводить судебные экспертизы самостоятельно. Все необходимые материалы точно так же отправляются региональной ЭКК в адрес ЦЭКК. Рассмотрение дела ведется, как правило, в присутствии аттестуемого сотрудника, но в случае, если он не явился на заседание и не представил уважительных аргументов для своего отсутствия, рассмотрение может быть проведено без его участия.

Обязанность уведомить аттестуемого эксперта о точной дате и месте рассмотрения его дела лежит на секретаре ЦЭКК. Аттестуемый сотрудник должен получить сообщение об этом не позднее чем за один месяц до заседания, чтобы успеть надлежащим образом подготовиться к его проведению.

Если на заседании ЦЭКК аттестуемый эксперт был лишен права на самостоятельное производство судебно-экспертных исследований по одной из экспертных специальностей, которые были указаны в его Свидетельстве, этот документ считается утратившим свою силу и должен быть сдан. Взамен сотруднику выдается новое Свидетельство, в котором исключенный вид экспертизы отсутствует. Если же в ходе аттестации сотрудник лишился права на самостоятельное выполнение экспертиз по всем специальностям, его Свидетельство объявляется недействительным и возвращается в ЦЭКК.

Аттестованный сотрудник судебной экспертизы имеет право на обжалование решения РЭКК в центральной комиссии. На подачу документов для обжалования в ЦЭКК ему предоставляется месячный срок, после которого решение считается окончательно вступившим в силу.

При поступлении жалобы центральная комиссия обязательно запрашивает все необходимые в данном случае документы из РЭКК, а из учреждения или подразделения, в котором сотрудник, не прошедший аттестацию, осуществляет свою повседневную профессиональную деятельность – пять или более судебных экспертиз различного характера по той экспертной специализации, по которой сотрудник проходил аттестацию. Если эксперт аттестовался по нескольким специализациям, по каждой из них должны быть предоставлены не менее пяти различных заключений, надлежащим образом демонстрирующих реальный уровень его компетентности. Все они направляются на рецензирование с целью оценки их качества и соответствия установленным требованиям.

Рассмотрение жалобы происходит в том же порядке, что и внеочередная аттестация, в присутствии сотрудника либо без него, если он не явился на заседание и не представил мотивированной просьбы о переносе заседания на другой день. Жалоб рассматривается в тридцатидневный срок с момента поступления, решение вручают или отсылают эксперту, который ее подал. Это решение тоже может быть в рамках законодательства обжаловано в вышестоящих инстанциях, если сотрудник найдет его несправедливым.

Как мы убедились из приведенных выше нормативных документов, в государственных ведомствах организация контроля качества экспертных заключений работает давно и с высокой степенью успешности. Для этого широко используется рецензирование экспертиз, по каким-либо причинам внушающих сомнения в компетентности специалиста, который их выполнил. Рецензирование в некоторых случаях именуется внеочередной аттестацией либо внеочередной проверкой профпригодности специалиста, однако его суть при этом остается неизменной. Список ведомственных структур, в которых действует эта система, можно было бы продолжить, дополнив его Федеральной Службой безопасности, Таможенной службой, Следственным комитетом при Прокуратуре РФ и другими госучреждениями.

Контроль качества негосударственной экспертизы

Рассмотрим теперь, как обстоит дело с негосударственной экспертизой и контролем ее качества. К сожалению, в этой сфере нет абсолютно никаких регуляторных документов и правил, которые регламентировали бы порядок обжалования и/или пересмотра экспертных документов, выданных негосударственными экспертами. Последняя редакция закона, которому подчиняется профессиональная деятельность судебных экспертов, не содержит абсолютно никаких прямых или косвенных указаний на процедуру обжалования заключений частных экспертов или экспертных компаний, а также на какую-либо процедуру контроля качества экспертных заключений.

Как необходимо действовать организациям или частным лицам, столкнувшимся с некачественной или заведомо недостоверной работой эксперта?

Как показывает практический опыт и профессиональные знания, даже при отсутствии внятной регламентации проверки качества экспертиз вы имеете полное право и возможность защищать свои права любым из способов, предусмотренных либо не запрещенных законом. Вы можете собирать любые сведения, которые помогут отстоять свою точку зрения – письменные доказательства, письменные сведения по гражданским, административным и уголовным делам, справки, показания свидетелей и другие аргументы в вашу пользу. Вы можете воспользоваться всем арсеналом юридических инструментов, предоставленным в рамках законодательства.

Один из законодательно разрешенных способов доказательства своей правоты – обращение в сторонние судебно-экспертные организации. Вы можете обратиться с просьбой о квалифицированном анализе заключения, вызывающего у вас сомнения, либо привлечь специалистов в сфере судебной экспертизы к проведению рецензионных исследований спорного экспертного заключения.

Не упускайте возможности воспользоваться правом на защиту своих интересов, а наша компания поможет вам подготовить качественное, юридически и логически безупречное рецензионное исследование по экспертным заключениям, в не зависимости от того, сделаны они государственными либо частными экспертами.

Какими законами либо подзаконными актами регулируется право на рецензирование экспертиз?

Мы провели определенную работу, чтобы собрать сведения по сути статей законодательства, которые помогут вам составить представление о текущем юридическом статусе рецензий на экспертные заключения, вызывающие сомнения в своей достоверности.

Гражданский процессуальный кодекс

Наиболее важной в этом смысле является статья 71 Гражданского процессуального кодекса России, которая регламентирует использование письменных доказательств в судебных и иных спорах сторон. Какими положениями этого документа мы сможем воспользоваться?

  • Под письменными доказательствами следует подразумевать любые письменные документы и свидетельства, которые могут содержать сведения, прямо либо косвенно относящиеся к раскрытию обстоятельств вашего дела. В их число могут быть включены различные справки, договоры, акты, деловая и личная переписка, а также любые материалы, которые выполнены посредством графической либо цифровой записи. В этот перечень включают материалы электронной, факсимильной либо другой связи, а также другие материалы, достоверность которых может быть подтвержденной. Безусловно, в число письменных доказательств включаются судебные решения и приговоры, постановления и определения, а также протоколы, описывающие совершаемые процессуальные действия, фиксирующие судебные заседания, различные приложения к этим протоколам, в том числе чертежи, схемы и карты.
  • Любое письменное доказательство может быть в ходе заседания представлено суду либо в виде подлинного документа, либо в виде копии, достоверность которой подтверждена надлежащим способом. Предоставление подлинных документов является обязательным для случаев, когда этого требуют обстоятельства рассматриваемого в суде дела, либо если стороны представили копии документа, имеющие расхождения в своем содержании.
  • Всем участникам процесса обязательно предоставляются копии предъявленных суду участвующими в рассмотрении лицами письменных доказательств. Предоставление таких копий участникам процесса осуществляется и в случаях, когда письменные доказательства истребованы судом в различных государственных или иных учреждениях.

Уголовно-процессуальный кодекс

Следует понимать, что согласно уголовно-процессуальному законодательству рецензия экспертизы однозначно идентифицируется в качестве заключения специалиста. В таком аспекте ее использование в судебном процессе регулирует статья 74, содержание которой мы рассмотрим сейчас.

В качестве доказательств по рассматриваемому уголовному делу суд принимает любые сведения, помогающие суду, представителю прокуратуры и следователю установить обстоятельства, которые подлежат доказыванию в рамках уголовного дела, либо отсутствие таких обстоятельств, а также прочие обстоятельства, которые по каким-либо причинам могут иметь в этом уголовном деле важное значение.

Доказательствами может считаться совокупность:

  • собственных показаний обвиняемых либо подозреваемых по делу лиц;
  • устных и письменных показаний свидетелей и потерпевших;
  • заключений и показаний специалистов
  • показаний эксперта и экспертных заключений;
  • различных вещественных доказательств;
  • протоколов следственных действий и судебных процедур;
  • прочих документов, которые стороны процесса сочли необходимым приобщить к рассмотрению дела.

Административно-процессуальный кодекс

Действующий АПК не отражает той роли, которую могут играть внесудебные заключения профильных специалистов для установления подлинных обстоятельств гражданских или хозяйственных споров и уголовных дел. Впрочем, это никак не устраняет нашей возможности пользоваться рецензированием как одним из инструментов судебного или внесудебного урегулирования конфликтов. Для этого мы вправе воспользоваться иными статьями АПК – к примеру, статьей 89, описывающей порядок правоприменения иных документов и материалов, кроме перечисленных в других статьях Кодекса. Рассмотрим, что говорится в этой статье.

  • В качестве предъявляемых в суде доказательств стороны могут пользоваться иными документами либо материалами, которые содержат сведения о важных обстоятельствах, напрямую либо косвенно способствующих рассмотрению дела и установлению реальной картины событий.
  • Под выражением «иные документы и материалы» в Кодексе подразумеваются разнообразные информационные носители, которые могут представить необходимую информацию не только в письменной, но и в другой форме. Так, иными документами могут являться фото- или кинопленкой, аудиопленкой либо иными носителями аудиозаписей, видеопленкой либо иными носителями видеозаписей, а также прочими носителями информации, которая может быть истребована, получена либо представлена на судебное заседание в четко установленном российским законом порядке.

Очевидно, что относительно юридического статуса экспертных рецензионных заключений оценки, выносимые тремя основными кодексами, действующими в России, достаточно сильно расходятся. Рецензии на вызывающие сомнение экспертные заключения рассматриваются:

  • в Гражданском кодексе (ГПК) – в качестве письменного доказательства по рассматриваемому делу;
  • в Уголовно-процессуальном (УПК) – в качестве заключения специалиста;
  • в Административно-процессуальном (АПК) – в качестве иного доказательства.

Столь серьезная рассогласованность основных правовых документов, безусловно, является досадной недоработкой российских правоведов, которая в самое ближайшее время будет устранена. Мы полагаем, что в рамках унификации законодательства ко всем рецензионным заключениям будет применяться статус заключений специалистов в случае их использования в рамках судебной процедуры.

Заключение

Ни в коей мере нельзя преуменьшать современного значения процедуры рецензирования для поддержания надлежащего качества деятельности судебных экспертов и производимых ими экспертных заключений. Эта процедура сегодня занимает свое законное место в работе всех без исключения ведомств, имеющих судебно-экспертные подразделения.

Рецензия на недостоверное экспертное заключение или иное исследование является эффективным доказательным инструментом в ведении судебных дел даже в современных условиях отсутствия четкой регламентирующей основы ее правоприменения.

На текущий момент рецензирование как способ установления обстоятельств дела используется не только в системах государственных ведомств, но и во всех без исключения негосударственных институциях. Буквально каждый гражданин России, а также каждое юридическое лицо, независимо от формы организации, может воспользоваться рецензированием как действенным инструментом защиты своих интересов, гражданских и личных прав.

Каждому человеку необходимо знать свои права. Использование механизма подготовки рецензий обязательно поможет вам в оспаривании либо пересмотре заключений судебных экспертов государственных и частных экспертных организаций.

Добавить комментарий